Главная

 

Волжская Болгария с принятием Ислама пережила период бурного расцвета и превратилась в развитое европейское государство. Известны имена великих болгарских мусульманских ученых в области истории , медицины, исламской юриспруденции. В 13 веке мусульманский мир пережил трагедию безбожного монгольского нашествия, которое не обошло стороной и Болгарию. Многовековые накопления культурного наследия были уничтожены. Болгария стала частью Золотой Орды, в исламизации которой определяющую роль сыграли мусульманские священнослужители Болгара. Особенную роль в духовной жизни Золотой Орды и постзолотоордынских ханствах играли сеиды, т.е.
потомки Пророка Ислама. Они занимали руководящие посты в мусульманской иерархии. После разрушения государственности Казанского ханства Ислам стал запрещенной гонимой религией. Сотни мечетей были разрушены, в течении веков была утрачена традиция
строительства каменных культовых зданий. Мечети и медресе располагались в деревянных постройках. В консервации и сохранении исламских традиций велика роль суфитских братств Тариката Накшбандийа. Духовный подвиг татарских ишанов спас народ от ужасов насильственной христианизации. Результатом беспримерной борьбы мусульман за свои религиозные права стало учреждение Духовного Управления Мусульман в Оренбурге и Уфе в 1789 году. В царской России муфтии назначались государственной администрацией. Февральская
революция позволила впервые произвести свободные выборы муфтия на съезде мусульманского духовенства. Первым избранным муфтием стал Галимджан Баруди, ректор Казанского медресе “Мухаммадия”, который умер в 1921 году в хлопотах по организации помощи голодающим Поволжья.В наше время начался процесс возвращения старых и строительство новых мечетей. В течении 10 лет количество мечетей в Татарстане превысило тысячный рубеж. С 1992 года действует республиканское Духовное Управление Мусульман. В 1998 году открылся Российский Исламский Университет кроме него действуют три высших и около 10 средних медресе по подготовке профессиональных священнослужителей.Казань возвращает традиции значимого мусульманского центра. В данное время работают религиозные издательства, газеты журналы. С 1998 года муфтием Республики Татарстан избран Гусман хазрат Исхаков.

Одна из первых мечетей Татарстана

На юго-западной окраине исторической части Елабуги на высоком мысе возле устья реки Тоймы есть Елабужское городище, известное как "Бесовское" или "Чертово". Здесь сохранились останки белокаменного сооружения, которое, по мнению большинства ученых, является единственным сохранившимся наземным зданием домонгольской Болгарии. Некоторые исследователи рассматривали его, как часть
караван-сарая или гробницу одного из мусульманских святых. Вот что можно добавить из доклада специалиста из Елабуги А. Нигамаева, выступавшего на международной конференции "Средневековая Казань: возникновение и развитие". В 1993 году по просьбе Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника были проведены археологические исследования слоев земли учеными из Елабуги, Казани, Кирова. Среди наслоений была обнаружена углистая прослойка, доказывающая уничтожение сооружения в результате сильного пожара середины ХVI в. Изучение руин показало, что треугольный выступ здания направлен на Мекку, т.е. сооружение
выполняло роль мечети. Скрепляющий известковый раствор постройки, по результатам анализа химической лаборатории Казанского института "Геолнеруд", характерен для болгарских построек домонгольского времени. Это подтверждают и найденные глиняные,
шиферные пряслица, железные скобы, ключи, гвозди... По мнению специалистов, строительство на болгарской военной крепости
-переправе Алабуга каменной мечети-цитадели должно было показать завершение этапа вхождения Восточного Предкамья в
мусульманский мир.

Hosted by uCoz